Актуальные предложения



Последние поступления

Карта новостроек

Карта новостроек Минска
Все предложения из базы новостроек можно просмотреть на карте Минска и других городов Беларуси.

Курсы валют


Консалтинг сопоставили с торговлей оружием

05.02.2010
 
В начале кризиса девелоперы встали перед выбором: свернуть проекты или продолжать их развивать. Многим принять решение помогали профессиональные консультанты. А некоторые девелоперы, наоборот, стали экономить на «платных советах». Нужны ли консультанты рынку и из чего складывается стоимость услуг таких специалистов?

Как отметили участники круглого стола* «Взаимодействие инвестора, консультанта и девелопера», роль консалтеров и аналитиков рынка с наступлением кризиса сильно возросла. Причем не только появилась необходимость в уверенном совете, разработках новых концепций, но и требования к качеству таких работ ужесточились. «Сегодня уже недостаточно просто показать банку некий документ под названием «Концепция», который никто не будет проверять и который очень часто был простой формальностью», – подчеркнул начальник управления развития девелоперской компании «ВПК-Сооружение» Алексей Поплавский.

«Так, сегодня, например, при разработке концепции строительства и развития торгового центра, от консалтера требуется хорошее знание рынка, способность прогнозировать ситуацию и на основании этих данных – возможность предоставить не один, а сразу несколько сценариев развития такого проекта. Чтобы у девелопера как минимум была возможность менять планировку здания с учетом оттока или, наоборот, наплыва арендаторов, и все это, –рассказывает Поплавский, – с минимальными денежными затратами для владельца здания».

В общем, консультант должен быть не просто подрядчиком, но полноценным участником всего девелоперского процесса, отметил руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor Corp. Дмитрий Волков.

Откуда они такие берутся?

Где взять такого ценного и, главное, ответственного, болеющего за свое дело профессионального консультанта? Вроде бы, ответ лежит на поверхности: консалтинговых компаний пруд пруди, и, кроме того, по выражению одного из участников круглого стола, доходность этого вида деятельности сопоставима разве что с торговлей оружием**.

Нанять консультанта можно как со стороны (по аутсорсингу), так и организовать в компании свой собственный отдел. Так, например, действует ГК «Ташир», «ДОН-Строй» также несколько своих проектов сопровождал собственными силами, о чем рассказал управляющий директор Praedium Михаил Гец.

В выборе – нанимать со стороны или открывать собственный консалтинговый отдел – эксперты рынка не сошлись во мнениях. Для кого-то логичнее для каждого нового проекта заключать новый договор консультационного сопровождения, для кого-то, наоборот, удобнее и выгоднее действовать собственными силами. А кто-то (как тот же «ДОН-Строй») может действовать только совместно с консультантами, подстраховывая и контролируя их действия штатными аналитиками и маркетологами.

Очень много споров вызвал и вопрос об ответственности консультанта. Некоторые предлагали «бить рублем» за неправильно составленную концепцию (когда, например, девелопером взят кредит на определенный срок, с расчетом в соответствии с планом развития проекта набрать арендаторов и в определенное время начать кредит погашать; а если концепция не оправдала себя – кредит должен начать возвращать консультант).

Дмитрий Волков считает, что материальной ответственности у консалтеров быть не должно, поскольку они и так отвечают за сопровождение проектов собственной репутацией, а кроме того, заинтересованы в будущем осуществлять брокеридж этого же, но уже ставшего успешным, проекта.

Правда, не факт, что развитый проект достанется в дальнейшее управление той же компании. Например, Михаил Гец уверен, что нужно всегда проводить разные тендеры на консалтинг, брокеридж и управление, и совсем не обязательно этим должна заниматься компания, которая изначально продумала концепцию.

Хотя западная схема сопровождения проекта предполагает именно это: там брокер «живет» с проектом не до момента его сдачи в эксплуатацию, а до конца действия договора, который может быть заключен на 5-10 и более лет. И все это время он получает комиссию от девелопера за каждого нового приведенного арендатора (почти как в сетевом маркетинге). Первый год комиссия составляет 5% от дохода с этого арендатора, в последующий год – 4%, далее – по 2% в год. Еще и поэтому считается, что западные консалтеры и брокеры более мотивированы и заинтересованы в успехе сопровождаемых ими проектов. Буквально – кровно заинтересованы.

Цена удовольствия

В оценке стоимости услуг консультанта тоже немало расхождений. Так, по свидетельству независимого аналитика рынка Алексея Кудрявцева, в Санкт-Петербурге при оценке работ для некоего проекта разные консалтинговые фирмы оценили один и тот же труд от 10 до 50 тысяч долларов.

Иногда дешевая стоимость услуг может означать, что компания просто находится на старте. Так, интересна история с развитием торгового центра «Глобал Сити». Изначально он был построен без участия консалтинговых специалистов и не смог привлечь арендаторов. Тогда девелоперы привлекли компанию, которая за $500 провела реконцепцию проекта и вывела его на самоокупаемость. Далее он был успешно перепродан как готовый бизнес другому инвестору. А вот за сопровождение следующего проекта те же консультанты запросили уже $5 тыс. и имели на это полное право – в их портфеле уже были удачи.

В то же время слишком дорогая стоимость услуг может отпугнуть клиентов. Как рассказала генеральный директор компании «Асквэл» Валентина Филонова, в России пыталась начать работу одна известная баварская консалтинговая компания, один день работы которой стоил 1 тыс. евро. И, несмотря на то что качество услуг было на высшем уровне и гарантировало прибыли, компания не смогла найти клиентов в России.

Таким образом, никто не подвергает сомнению тот факт, что рынку нужен качественный консалтинг и толковая аналитика. Но до соответствующей оценки вознаграждения этих услуг российский рынок еще явно не дошел. Впрочем, должно подтянуться и реальное качество.

* Круглый стол был организован Институтом экономики недвижимости ГУ ВШЭ и компанией Praedium Oncor Corporation и состоялся 3 февраля.

Источник: Собственник
Поделиться:
 
10 УНР-инвест от 1100 у.е. за кв.м
Чижовка: жилой дом на пересечении ул. Голодеда и ул. Ауэзова в Минске  подробнее »
10 УНР-инвест
(017) 286-35-51, (044) 766-84-84, (033) 666-84-84
Квартиры у метро от 1125 у.е. за кв.м
Минск, 10-этажный дом по ул. Гурского, возле метро Михалово  подробнее »
10 УНР-инвест
(017) 2863551, (017) 2660962

Квартиры в новостройках

Квартиры от собственников

10 УНР-инвест от 1125 у.е. за кв.м

ул. Гурского у м. Михалово

Жилой комплекс по ул. Алибегова

Готовые квартиры в продаже

ЖК "Вяселка"

Минский район, д. Прилуки

Жилой дом «СОФИ»

Минск, микрорайон Лебяжий

Жилой комплекс "Петровщина"

Минск, пр. Дзержинского, ст.м. "Петровщина"